четверг, 2 ноября 2017 г.

Особенно четко

Испанский замок
Современница Ипатьевской летописи, уникальная финифтяная гривна-оплечье из каменнобродского клада на Волыни, который датируют XII—XIII веками, более информативна. Она говорит о высоком уровне развития ювелирного искусства на Руси, потому что изготовлена в технике перегородчатой эмали, одной из самых сложных (эмали разных цветов залиты в «резервы» — ячейки, образованные металлическими полосками, которые ребром припаяны к пластине).
Но не только об этом. Изображенные на эмалевых пластинах-звеньях Христос, богоматерь, апостолы Петр и Павел и так далее свидетельствуют, что языческая символика сменяется христианской. Святые постепенно вытесняют в изобразительных мотивах геральдических птиц-сиринов, древо жизни, крин (молодой побег).

Особенно четко этот процесс прослеживается на колтах, непременных деталях женского парадного убора в Древней Руси, благодаря длительности их бытования — в течение всего домонгольского периода. Колты — это еще не серьги: слишком тяжелы, «не по ушам» женщине,— но уже украшения для ушей, подвешенные у висков. Через их же посредство тогдашние модницы распространяли благоухание: между выпуклыми щитками (на них-то и наносилась эмаль) закладывались кусочки ткани, пропитанные ароматическими маслами.

Возрождение государственности под’ эгидой Москвы после освобождения от татаро-монгольского ига способствовало возникновению в искусстве стиля торжественного и пышного. Это проявилось и в одежде, и в деталях, которые ее дополняли. Самыми распространенными, а при гладких тканях и самыми главными были пуговицы, чрезвычайно разнообразные по форме и материалам; пуговицы с финифтью стоили подчас дороже всего костюма. На очередном витке моды такие пуговицы даже превращали в серьги, которые стали преемницами колтов.